Чем больше вы читаете нашу группу, тем очевиднее для вас становится простой факт: электроакустика не делится на "автозвук", "домашку" или "про" - это единая наука, работающая на единых физических принципах и законах. Хорошо работающие решения с учетом специфики хорошо работают везде. Вот почему, чтобы строить действительно хороший домашний и автомобильный(=бытовой) звук, игнорировать решения из области про-аудио мы не имеем никакого права или основания. Термин "линейный массив" хорошо знаком в мире "про", но редко применяется в системах бытового назначения, хотя пользу несет огромную! Линейный массив - это 2 и более динамика, формирующие единый фронт звуковой волны. Речь о любых динамиках, одинаковых или нет. Если нам надо слышать цельную работу динамиков в паре, то учесть характер их взаимодействия мы обязаны так или иначе. Единый фронт волны формируется в том случае, если расстояние между центрами излучающих поверхностей не превышает половину длины волны. То есть, на каких-то частотах пара и более динамиков работают как массив и создают цельную картинку, а на каких-то нет, мешая друг другу и окрашивая(=искажая) звук. Для определения граничной частоты существует простая формула. F = 343/2*L, где F в Герцах, а L - расстояние между центрами излучающих поверхностей в метрах. Ниже F работа пары и более динамиков допустима и часто желательна, а выше F в работе должен остаться только один из них. Возьмем, к примеру, 165мм мидбас и 50мм твиттер, расположенные на одной поверхности максимально близко друг к другу. Расстояние между их центрами будет равно (165+50)/2=107,5мм, а значит частота полуволны F=343/(2*(107,5/1000))=1595Гц Чтобы получить цельную картину, лишенную негативных интерференционных взаимодействий, величина разницы между мидбасом и твиттером к частоте F должна составлять не менее 10дБ, при этом, тот из динамиков, который будет петь диапазон выше, может быть обрезан сколько угодно низко. Как мы знаем, ни один фильтр не способен полностью отсечь лишнее мгновенно и работает с определенной величиной затухания, именуемой порядком или крутизной среза. Нам также известно, чем выше порядок, тем хуже импульсная характеристика и больше фазовых искажений. Всё это дополнительно усугубляет ситуацию. В нашем примере, если использовать фильтры второго порядка (спад 12дБ/окт), то имело бы смысл выбрать частоту LPF мидбаса не выше 1кГц, и, соответственно, пришлось бы туда же настроить твиттер. Проще говоря, не слушать мидбас отдельно, а твиттер отдельно вариантов очень немного - реализовать такое полноценно возможно в трех полосах, а в двушке интерференционная картинка идеальной не будет. В двушках, установленных в автомобиль, интерференционная картина ухудшится, т.к. расстояние между мидбасом в двери и твиттером в стойке совсем не минимально. При типичном расстоянии L, равным 0,6м, F=285Гц. То есть, как минимум одна октава ниже частоты среза твиттера приобретет некий "окрас"(=искажения), вызванный интерференционным взаимодействием. Придется воспользоваться эквалайзером и поиграть с задержками для коррекции, ну и на ряде частот придется одновременно слушать мидбас отдельно, а твиттер отдельно, что не позволит системе сформировать идеальные звуковые образы. Если вы думаете, что двушка в автомобиле - худшее, что может быть, то вам очень повезло, т.к. значит вам не приходилось сталкиваться с ошибками позиционирования трешки+сабвуфера, которые приводят к ГОРАЗДО более плачевным результатам, когда искаженным оказывается почти весь слышимый диапазон. Максимально часто подобная картина наблюдается со штатными "премиум" трешками, где динамики разнесены на слишком большие расстояния и ни один из них не способен петь достаточно низко. Тот случай, когда замена динамиков на правильные и правильный выбор частот и порядков срезов многое меняют: из системы, которую невозможно настроить, получается вполне годное, хорошо сбитое звучание с ясной звуковой картиной. Как в вашей конкретной ситуации, будь это автозвук или домашка, выбрать правильные, достаточно низко поющие динамики, какие выбрать частоты/порядки срезов, как это рассчитать заранее - теперь вы понимаете лучше. И, да, хорошая двушка намного лучше кривой трешки! _____ Что у нас происходит в других ситуациях? Рассмотрим несколько типовых примеров... Два НЧ/СЧ рядом, расстояние между центрами 165мм: F=1кГц. "Куча середин" сразу летит мимо качества. В большинстве случаев сработает только куча мидбасов, единственный СЧ и единственный ВЧ. Середина и твиттер, расположенные максимально близко, расстояние между центрами 65мм: F = 2.6кГц. Возможно, но большинство громких систем опять мимо - супер-твиттер так низко не умеет даже на спаде... Мидбас в двери, середина в стойке, расстояние между центрами 600мм: F=285Гц. Не все СЧ справятся, но вполне возможно - компактных середин с Fs 285Гц и ниже, плюс с нормальной Qts существует достаточно много... Сабвуфер в багажнике авто, мидбас в двери, расстояние между ними 3м. F = 57Гц. Вполне возможно, опять же, если мидбас может, и оформление под мидбас готово... Два сабвуфера в багажнике авто в разных углах - даже считать не надо, все хорошо... Два сабвуфера в разных концах комнаты, расстояние между ними 6м: F=28Гц. Мда, единым фронтом волны не пахнет... _____ ps. Бонус, как обычно, в комментариях к фотке.